М.О. г.Хотьково. Художественный проезд, дом 1

Тел./факс: +7 (496) 543 04-56

М.О. г.Хотьково. Художественный проезд, дом 1

Тел./Факс: +7 (496) 543 04-56

Изготовление изразца XV века

ПРОГРАММА МАСТЕР-КЛАССА:

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗРАЗЦА ПО ТЕХНОЛОГИИ XV ВЕКА

время — 1,5 часа
место — мастерские колледжа
результат — можно взять с собой готовый изразец в сыром виде по окончании мастер-класса, или после обжига через 7 дней.
Вы научитесь изготавливать красные изразцы из гончарной глины. Мастер покажет Вам как правильно это сделать и расскажет о всех нюансах процесса.

Стоимость мастер-класса — 600 руб.

ЗДЕСЬ ЗАПИСАТЬСЯ НА МАСТЕР-КЛАСС — укажите количество человек и желаемое время посещения.

Само слово «Изразец» произошло от слова «образить», то есть «украсить».
Изготавливали изразцы из гончарных глин. Различают изразцы терракотовые, так называемые красные; муравленые или глазурованные изразцы; многоцветные рельефные изразцы, называемые ценинными.
Гладкие расписные цветными эмалями изразцы использовали только для облицовки печей с XVIII века.
Истоки русского изразцового ремесла связаны с древним Киевом X–XI веков, Старой Рязанью и Владимиром XII века, где археологи нашли первые керамические изделия с прозрачной многоцветной глазурью. Появление во второй половине XV века нового строительного материала, кирпича, привело к замене белокаменных стен на кирпичные. Изменился и их декор. Терракотовые плиты стали дублировать белокаменную резьбу, во многом повторяя в глиняных формах декор камнерезов: стилизованные цветы, пальметты, переплетающиеся побеги. Терракотовые украшения белились вместе с кирпичными стенами зданий, напоминая белокаменные прототипы. До наших дней сохранилось немного зданий с таким декором. Среди них храмы (Троице–Сергиевой Лавре, Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях), а также гражданские постройки, в частности, палаты удельных князей в Угличе, построенные в 80-х годах XV века. Собственно терракотовые изразцы стали изготавливать в Москве, по мнению ученых, со второй половины XVI века. Лицевые поверхности красных изразцов XVI–XVII веков орнаментированы рельефами. Это фантастические растения–цветы и животные («инрог» – лошадь с рогом на голове, «лютый грив» – лев с орлиными крыльями, «китоврас» – кентавр), барсы, двуглавые орлы, а также военные баталии и сцены охоты.
В 1890 году в имении Абрамцево была образована гончарная мастерская. Михаил Врубель, работавший в этой мастерской создал ряд керамических шедевров. В своих работах он продвинулся очень далеко вперед, разработал целый ряд новых технологий глазурования и обжига с применением собственных глазурей широкой цветовой гаммы. Он создал скульптурные композиции, ранее не виданные в России (например, скамейка в саду и лежанка печи с головой льва, замечательные компановки печей и каминов), облицованные цветной керамикой, которые являются шедеврами керамического искусства.